Популярные Нано Технологии

Регулярная медитация увеличивает объем мозга / 14.05.2009

Источник: РИА Новости

Регулярные занятия медитацией позволяют добиться увеличения объема отделов головного мозга, связанных у людей с проявлением эмоций, уверены исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, результаты работы которых опубликованы в журнале NeuroImage.

Ученые проводили высокоточное сканирование головного мозга с помощью функциональной магниторезонансной томографии у группы людей, продолжительно занимающихся медитацией, после чего сравнивали результаты с замерами мозга контрольной группы людей.

Люди, занимающиеся медитацией, показали заметно большие объемы гиппокампа а так же области орбито-фронтальной коры, таламуса и височной нижней извилины головного мозга - областей, отвечающих за проявление эмоций.

"Нам известно, что люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим. Наши результаты могут пролить свет, почему эти люди обладают подобными качествами", - сказала Эйлин Лудерс (Eileen Luders), ведущий автор исследования, слова которой приводит пресс-служба Калифорнийского университета.

Благотворное воздействие медитации на людей подтверждено многими исследованиями - кроме того, что занятия медитацией позволяют лучше контролировать и понимать собственные эмоции, они же часто помогают людям избегать чрезмерного стресса, а так же укрепляют иммунную систему. Тем не менее, о связи медитации и структуры головного мозга до последнего времени не было известно практически ничего.

В исследовании Лудерс было задействовано 44 человека - 22 в контрольной группе и 22 человека, практикующих различные формы медитации - дзадзэн , шаматха, випассана и другие. Добровольцы занимались медитацией от пяти до 46 лет, средняя же продолжительность практики медитации в этой группе составила 24 года.

По признанию большинства участников эксперимента наиболее важной частью их практики является глубокая концентрация, причем большинство участников посвящает медитации от десяти до 90 минут в день.

Ученые проводили сравнение объема мозга испытуемых с параметрами мозга людей из контрольной группы по двум параметрам. Один из них подразумевал оценку размеров определенных долей головного мозга, а второй - количество тех или иных тканей, образующих головной мозг.

Обнаруженные области головного мозга отвечают за проявление людьми эмоций, и, вероятно, именно обнаруженное увеличение долей головного мозга и связано со способностями людей, занимающихся медитацией контролировать свои эмоции.

Чем именно обусловлен такой рост определенных долей мозга - большим ли числом нейронов в них, большими их размерами или особым способом связывания этих нейронов между собой - ученые пока ответить не могут, однако надеются узнать в результате будущих исследований.

Несмотря на то, что справедливым может оказаться и обратное - люди с большими размерами определенных долей головного мозга более склонны к медитативным практикам, ученые полагают, в реальности именно медитация приводит к увеличению объема мозга.

Большое число исследований показало чрезвычайно высокую пластичность головного мозга людей, склонного к изменению структуры под воздействием внешних факторов.