Популярные Нано Технологии

Агрессия приводит к появлению новых нервных клеток в мозге / 03.02.2016

Источник: Popnano.RU

Исследователи изучили изменения, происходящие в мозге мышей-агрессоров, которые нападали на своих собратьев и при этом побеждали в драках.

Международная группа американских и российских нейробиологов, в том числе из МФТИ, экспериментально подтвердила влияние агрессии на образование новых нервных клеток в мозге.
Ученые провели серию опытов с самцами мышей и опубликовали свои результаты.

Исследователи из Института цитологии и генетики РАН, МФТИ, Лаборатории Колд Спринг Харбор, университета и школы медицины С. Брук изучили изменения, происходящие в мозге мышей-агрессоров, которые нападали на своих собратьев и при этом побеждали в драках. Такие животные после победы становились еще более агрессивными, а в их гиппокампе — одной из ключевых структур мозга — появлялись новые нейроны.

«Поражен, насколько основные блоки, из которых складывается сложное поведение, сходны у разных организмов и как причудливо они могут сочетаться с другими блоками, создавая огромное разнообразие поведенческих реакций у животных и человека», — приводит пресс-служба МФТИ слова Г. Ениколопова, руководителя лаборатории стволовых клеток мозга МФТИ и ведущего автора исследования.

Ученые проводили эксперимент — пару самцов сажали в клетку, разделенную сеткой на 2 части.
Сетка позволяла видеть, слышать и обонять друг друга, но, не позволяла животным драться.

«Каждый день, примерно в послеобеденное время, сетку убирали и начинали наблюдение: как правило, ждать драки долго не приходилось. Через 2-3 стычек определялся и победитель, которого потом (через 3 минуты или раньше, если возникало опасение за судьбу проигравшего) снова отделяли сеткой от соседа. Проведя такие встречи 3 дня подряд, ученые меняли мышей по клеткам, пересаживая случайным образом побежденных к другим соседям (но, что важно, каждый раз побежденные оказывались с другими победителями).
В одной группе через три недели такой ротации победителей также отстраняли от стычек, а в другой продолжали сталкивать мышей друг с другом», — поясняется в сообщении пресс-службы МФТИ.

Ученые также провели серию тестов, показавших влияние агрессии уже не на мозг, а на поведение.
Мышей сажали в крестообразный лабиринт, в котором один коридор был закрытым, а второй представлял собой открытую площадку. Чем больше времени мыши предпочитали отсиживаться в темном закрытом пространстве, тем больше их поведение можно было охарактеризовать словами «избегающий риска».
Грызунов сажали и в клетку с прозрачной перегородкой, за которой находился другой самец — чем больше грызун проводил времени у барьера, тем выше был уровень потенциальной агрессии.
Все тесты показали, что опытные самцы, успешно победившие в ряде драк, ведут себя более нагло — они чаще подходят к прозрачной загородке и скорее нападают на соперника.

Если мышам не давали драться какое-то время до опыта, они становились еще агрессивнее: время перед атакой сокращалось едва ли не втрое, а сами драки продолжались дольше. Но, что особенно интересно, у животных одновременно росла тревожность — самец, благополучно выдравший клочья шерсти из спины более слабого грызуна, скорее избегал открытого пространства и предпочитал по возможности отсиживаться в темноте.

Новое исследование подтвердило имевшуюся ранее догадку — привыкшие к дракам мыши не просто ведут себя иначе, но их мозг начинает работать иным образом. В нем увеличивается число новых клеток гиппокампа, а при возможности продолжать драки меняется и активность уже существующих клеток.

Новые клетки, по-видимому, являются одним из ключевых механизмов роста агрессии и, возможно, тревожности — хотя в последнем ученые пока не уверены: можно предположить и то, что завоеванную репутацию агрессора и доминанта приходится поддерживать новыми драками, а это занятие не из тех, которые способствуют снижению тревожности.

«Свежие результаты в сопоставлении с предыдущими данными даже отчасти сбивают с толку. Ранее было показано, что обычно повышенная тревожность как раз сопровождается снижением нейрогенеза, но в данном случае все наоборот — самцы, в гиппокампе которых было больше новых нейронов, скорее избегали выходить на освещенные участки. То ли победа в драке давала эффект, противоположный эффекту тревоги, то ли исследователи столкнулись с каким-то новым феноменом: установить правду могут помочь только дополнительные эксперименты», — отмечает пресс-служба МФТИ.