«Умные» иммунные клетки смогли убить опухоли и остановить их рост у мышей / 06.05.2021

Иммунные клетки, запрограммированные атаковать рак, уменьшили опухоли мозга, кожи и яичников в исследованиях на мышах, где обычные иммунные клетки оказались неэффективными. Эту технологию можно использовать для лечения рака и нейродегенеративных заболеваний.

Наши тела естественным образом убивают многие зарождающиеся раковые клетки. Но иногда иммунитет их не распознает. Один из способов лечения рака — программирование Т-клеток так, чтобы они производили рецептор, который помогает иммунитету нацеливаться на белок на поверхности раковой клетки. Такие «умные» клетки называют Т-клетками CAR, где CAR — химерный антиген-рецептор.

CAR-Т-терапия не эффективна против больших опухолей. Это имеет серьезные побочные эффекты, которые иногда оказываются смертельными: если Т-клетки по ошибке убивают нераковые клетки, на поверхности которых есть определенный белок.

Теперь команда американских исследователей разработала новый тип рецепторного белка. Он работает по-другому: вместо того чтобы мгновенно атаковать, включает любой желаемый ген. Клетки, в свою очередь, распознают целевой белок, который может быть любым. Подробности работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Ученые проверили новый рецептор во время лечения глиобластом. Он активировал ген стандартного рецептора CAR-T. Но эффект теперь ограничивался средой опухоли, где присутствовал еще и дополнительно выбранный белок.

В тестах на мышах этот подход уменьшал опухоли мозга и предотвращал рецидивы там, где обычная CAR-Т-терапия либо не работала, либо не предотвращала их рост. В отдельном исследовании на животных аналогичные результаты получили для рака яичников и мезотелиомы.

Стандартные Т-клетки, по-видимому, относительно быстро отмирают. Но «умные» сохраняются в организме дольше. Это важно для предотвращения рецидива, отметил Коул Ройбал, руководитель работы.

В будущем его команда планирует сконструировать «умные» CAR-T-клетки, которые помешают раковым блокировать иммунитет и будут стимулировать более широкий иммунный ответ против опухолей.

Также ученые разрабатывают терапию, которую сейчас тестируют на мышах. Переход к испытаниям на людях может занять пару лет. Биологи рассказали, как они будут проходить. Сначала собственные иммунные клетки пациента удалят и перепрограммируют, после чего снова поместят в организм. В долгосрочной перспективе можно использовать «готовые» клетки для лечения любого пациента: это должно значительно снизить затраты, - пишет naked-science.ru.