Ученые открыли способ сделать патогены незаразными, не убивая их антибиотиками / 01.07.2021

Ученые из Швейцарии открыли способ сделать патогены незаразными, не убивая их. Таким образом они надеются замедлить наступление периода, когда антибиотики перестанут действовать вообще, так называемого «апокалипсиса антибиотиков».

Гонка вооружений между людьми и бактериями продолжается. Открытие антибиотиков подарило нам мощнейшее оружие в этой войне, но за десятки лет бактерии приспособились и нашли способы выживать. Нам понадобились еще более эффективные лекарства, бактерии со временем приспособились и к ним. К сожалению, наш арсенал антибиотиков сокращается, так как некоторые виды бактерий уже выработали устойчивость ко всему, что мы можем им противопоставить. Ученые разрабатывают новые варианты, но процесс этот медленный и может лишь отсрочить неизбежное. В идеале нам нужно решение, которое не усилит резистентность бактерий к антибиотикам.

Именно в этом и заключалась цель ученых из Университета Женевы (UNIGE), сообщает New Atlas. Им удалось идентифицировать белок, который, при выключении, делает бактерии безвредными. Что важнее, он не мешает им размножаться. Это значит, что у микроорганизмов нет возникает эволюционного повода вырабатывать резистентность.

Новый белок — это РНК-хеликаза, которая, как полагают ученые, определяет вирулентность бактерии. В качестве подопытного выступала Pseudomonas aeruginosa, синегнойная палочка, выработавшая высокую устойчивость к антибиотикам. Ученые отредактировали ее таким образом, чтобы она оказалась не способной к экспрессии РНК-хеликазы, а затем наблюдали за ее поведением в лабораторной культуре и в личинке большой восковой моли, у которой близкая с млекопитающими иммунная система.

Бактерии в чашке Петри, как оказалось, отлично могли размножаться без РНК-хеликазы, а у тех, которые поселились в насекомых, снизилась способность к инфицированию. При этом свыше 90% личинок пережили эксперимент. В случае неотредактированного штамма P. Aeruginosa выживаемость составляет около 20%.

«С точки зрения антибактериальной стратегии отключение вирулентности патогена вместо полного его уничтожения означает, что иммунная система естественным образом нейтрализует бактерии и потенциально сократит риск развития устойчивости, — сказала Мартина Валентини, соавтор исследования. — Если же мы попытаемся любой ценой уничтожить бактерию, она адаптируется, что спровоцирует появление новых резистентных штаммов».

В апреле журнал Lancet опубликовал данные о появлении в Африке резистентной к антибиотикам мутации малярийного паразита Plasmodium falciparum. Ученые, работающие в Руанде, впервые обнаружили, что дети, проходивших терапию артемизинином, реагировали на этот препарат с задержкой. Такой эффект был отмечен впервые с тех пор, как эта мутация была зафиксирована в Юго-Восточной Азии, - пишет hightech.plus.