Ученые нашли редкую черную дыру в соседней галактике / 30.01.2022

Ученые из Университета Юты обнаружили очень редкий космический объект — черную дыру промежуточной массы.

Астрономы обнаружили черную дыру, не похожую ни на одну другую. Она меньше, чем черные дыры в центрах галактик, но больше, чем те, которые рождаются при взрывах звезд. Это делает ее одной из немногих подтвержденных черных дыр промежуточной массы. Такие объекты астрономы ищут годами.

Напомним, черная дыра средней массы — это та, чья масса гораздо больше, чем масса черной дыры звездной массы (от 10 до нескольких десятков масс Солнца), но гораздо меньше, чем у сверхмассивной черной дыры (от миллиона до сотен миллионов масс Солнца). Один из таких объектов все это время прятался в огромном звездном скоплении B023-G078 в ближайшей к Земле галактике Андромеда. Исследование публикует в The Astrophysical Journal.

«Мы уже находили большие черные дыры, которые в 100 раз превышают размер Солнца, и сверхмассивные черные дыры в центрах галактик, которые в миллионы раз тяжелее нашей звезды. Между ними большой разрыв, — объясняет соавтор исследования Анил Сет, доцент астрономии в Университете Юты — Новое открытие заполняет пробел».

Используя новые данные наблюдений обсерватории Джемини (Gemini Observatory) и изображения космического телескопа «Хаббл» ученые рассчитали, как масса распределяется внутри объекта B023-G078, смоделировав световой профиль шарового скопления. У B023-G078 он отличался от стандартного.

Также ученые использовали распределение массы объекта, чтобы предсказать, как быстро звезды должны двигаться в любом заданном месте внутри скопления, и сравнили показатели со своими данными. Когда астрономы построили модель без учета черной дыры, звезды в центре двигались слишком медленно по сравнению с их наблюдениями. Когда они добавили черную дыру, то получили скорости, соответствующие данным. Дальнейшие расчеты показали, что в центре скопления находится черная дыра промежуточной массы. Она весит как 100 000 Солнц, - пишет hightech.fm.