Химики ННГУ создадут противоопухолевые препараты двойного действия / 24.02.2022

Разработка подобных препаратов ведется по всему миру. Отличительное свойство конъюгатов нижегородцев в том, что изученные ими молекулы обладают свойством не только фотодинамической и химиотерапии, но и способны адресно доставлять лекарство именно к опухолевым клеткам, без затрагивания здоровых. Аналога у препарата нет.

Команда кафедры органической химии химического факультета и кафедры биофизики ННГУ под руководством профессора Алексея Федорова и кандидата биологических наук Ирины Балалаевой уже более 10 лет создают и исследуют возможности конъюгатов — сборных молекул на основе порфириновых красителей и противоопухолевых лекарств.

Эти два класса фармацевтических агентов вместе могут служить мощным препаратом комбинированного действия. Очередной этап исследований – грант РНФ «Каскадные пролекарства для фотодинамической и таргетной терапии опухолевых заболеваний». Первым результатам гранта стала обзорная статья, опубликованная в Journal of Medicinal Chemistry (журнал занимает третью позицию в категории «Медицинская химия» по Web of Science). Работа посвящена дизайну, синтезу и свойствам фотоактивных противоопухолевых молекул.

Руководитель гранта заведующий лабораторией химии природных соединений и их синтетических аналогов Александр Нючев рассказывает: «Мы занимаемся синтезом водорастворимых молекул, которые сочетают в себе самые эффективные и востребованные подходы к терапии рака: фотодинамическую терапию и химиотерапию. Эти подходы реализуются разными частями «сборной» молекулы. Каждый из компонентов является самостоятельным противоопухолевым лекарством. Вместе они дают синергетический эффект — то есть по размеру терапевтический эффект в несколько раз выше суммарного воздействия тех же молекул, работающих по отдельности».

Молекулы попадают в кровоток и накапливаются в клетках опухоли; через некоторое время ее подвергают облучению. Светочувствительный компонент — порфириновый краситель — поглощает свет и передает его энергию на соседние молекулы кислорода. Они, в свою очередь, переходят в возбужденную форму, которая, буквально, «сжигает» раковые клетки. Одновременно, второй компонент сборной молекулы, агент таргетной терапии, путем блокирования работы важнейших ферментов, нарушает рост, развитие и деление клеток. Все это вместе приводит к уничтожению опухоли.

Разработка подобных конъюгатов ведется сегодня научными группами по всему миру. Отличительным свойством конъюгатов нижегородцев является сочетание преимуществ не только фотодинамической и химиотерапии, — эти молекулы также обладают свойством адресной доставки именно к опухолевым клеткам, без затрагивания здоровых, - пишет nanonewsnet.ru.