Найден способ ослабить устойчивые к антибиотикам бактерии / 02.03.2022

Новый подход к борьбе с устойчивостью к антибиотикам может помочь предотвратить заболевания, сделав бактерии снова уязвимыми для лечения.

Исследователи, в число которых вошли эксперты из Имперского колледжа Лондона, нашли способ ослабить устойчивые к антибиотикам бактерии, вызывающие болезни человека, такие как E. coli, K. pneumoniae и P. aeruginosa. Сделать это можно путем ингибирования белка, формирующего устойчивость к антибиотику внутри бактерии.

Доктор Деспойна Мавриду, доцент кафедры молекулярной биологии Техасского университета в Остине, возглавлявшая исследовательскую группу, заявила, что это совершенно новый способ бороться с резистентностью — серьезной проблемой для ученых.

Исследование показало, что устойчивость к противомикробным препаратам была непосредственной причиной по меньшей мере 1,27 миллиона смертей во всем мире в 2019 году. Кроме того, у ученых появились опасения, что бактерии становятся все более устойчивыми к существующим антибиотикам. Из-за этого исследователи изо всех сил пытаются найти новые альтернативные лекарства.

В составе устойчивых к антибиотикам бактерий множество различных белков, которые нейтрализуют антибиотики. Чтобы нейтрализовать антибиотик, белки устойчивости внутри бактерии должны быть свернуты в правильную форму. Исследовательская группа доктора Мавриду обнаружила, что за это отвечает белок DsbA.

В результате своего экспериментального исследования, опубликованного в журнале eLife, исследователи ингибировали DsbA, чтобы предотвратить образование резистентных белков, используя химические вещества, которые нельзя применять непосредственно к пациентам.

Команда планирует работать над созданием ингибиторов, которые можно было бы безопасно применять к людям, не теряя при этом защитного эффекта.

Доктор Крис Фернисс, один из ведущих авторов исследования Департамента наук о жизни лондонского колледжа Imperial, заявил, что открытие новых антибиотиков — сложная, но крайне важная задача, которая поможет продлить срок службы существующих противомикробных препаратов.

«Наши результаты показывают, что, воздействуя на образование дисульфидных связей и укладку белков, можно обратить вспять устойчивость к антибиотикам у нескольких основных патогенов и механизмов устойчивости.

Это значит, что разработка в будущем клинически полезных ингибиторов DsbA может послужить основой для новых способов лечения резистентных инфекций с использованием доступных в настоящее время антибиотиков».

Исследователи надеются в конечном итоге объединить ингибитор DsbA с существующими антибиотиками, чтобы восстановить способность препаратов убивать бактерии.

Ранее ученым было известно, что DsbA участвует в ряде функций патогенов, таких как создание токсинов для атаки клеток-хозяев и помощь в сборке игольчатых систем, которые могут доставлять эти токсины в клетки человека и вызывать заболевание.

Николь Кадерабкова, в прошлом — аспирант колледжа Imperial, а ныне — постдокторский исследователь в UT Austin и второй ведущий автор исследования, заявила: «Мы пришли к выводу, что если DsbA требуется для сворачивания белков резистентности, предотвращение его работы будет косвенно подавлять их функцию», - пишет hightech.fm.