Ученые выяснили как продлить жизнь стволовых клеток / 10.03.2022

Биологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовали исследование, где изучили, как плодовые мухи продлевают продолжительность жизни своих стволовых клеток зародышевой линии.

Исследователи описали процесс, который останавливает производство яиц у самок мух. Ученые обнаружили, что так насекомые могут продлить жизнеспособность стволовых клеток.

Когда плодовые мушки вырастают и сталкиваются, например, с постоянным холодом или темнотой, они впадают в состояние покоя, называемое диапаузой. Это сезонная реакция — она экономит энергию для размножения.

Диапауза может удвоить продолжительность жизни мухи и значительно продлить ее репродуктивный период. Мухи в диапаузе меньше едят, менее активны и приостанавливают свои репродуктивные процессы, но на самом деле они не впадают в спячку.

«Мы подробно изучили этот процесс и его клеточную биологию, которая оказалась очень интересной. Детальное изучение может дать нам ключ к пониманию того, как замедлить старение стволовых клеток», - говорит Срисанкар Исваран, научный сотрудник проекта в лаборатории Монтелла.

Самки мух в условиях стресса приостанавливают оогенез — производство яйцеклеток — на определенной стадии развития яйца. Авторы обнаружили, что это происходит и во время диапаузы, но выходит за рамки этой стадии. Остановка оогенеза была гораздо более полной во время диапаузы, чем в других стрессовых ситуациях, например, когда присутствовали хищники или не хватало белка. Также важно, что в условиях оогенеза восстановление репродуктивной способности было более активным.

Если сравнить выращивание яйцеклеток с установкой нового ПО, то реакция на стресс похожа на приостановку загрузки. В этой аналогии диапауза похожа на завершение установки и перезапуск процесса.

Исследователи хотели выяснить, можно ли искусственным способом продлить срок службы стволовых клеток зародышевой линии: они удалили клетки, вырабатывающие ювенильный гормон, который остановил производство яиц, а затем снова ввели гормон в пищу мух шесть недель спустя. Они обнаружили, что временное удаление гормона расширило репродуктивный потенциал мух, подобно диапаузе, и производство яиц восстановилось, когда соединение было введено повторно.

Теперь исследователи хотят выяснить, возможно ли повторить такой эффект в организме человека, - пишет hightech.fm.