Эксперимент на МКС / 23.05.2022

Исследователи НАСА создали в Лаборатории холодного атома, установленной на МКС, ультрахолодные пузыри в форме полой сферы. Открытие, описанное в журнале Nature, открывает возможности для исследования пятого состояния вещества — конденсата Бозе-Эйнштейна.

В своей работе исследователи использовали атомы, охлажденные до миллионной доли градуса выше абсолютного нуля, и сформировали из них очень тонкие полые сферы. Авторы исследования рассказывают, что скопление атомов газа, похожее на яичный желток, в процессе эксперимента формирует структуру, похожую на полую яичную скорлупу.

В НАСА говорят, что проведение эксперимента не требует помощи космонавтов. Ультрахолодные пузыри создаются внутри герметичной вакуумной камеры с помощью магнитных полей, которые мягко управляют атомами газа, придавая ему различные формы. При этом установка размером с мини-холодильник управляется удаленно из Лаборатории реактивного движения НАСА на Земле.

Самые большие пузырьки имеют диаметр около 1 мм и толщину 0,001 мм. Они настолько тонкие и разреженные, что состоят всего из тысяч атомов. Для сравнения, кубический миллиметр воздуха на Земле содержит около миллиарда триллионов молекул.

Исследователи отмечают, что придать атомам газа сферическую форму на Земле не удается: под действием гравитации они концентрируются в одном направлении, формируя структуру, похожую на контактную линзу, а не на пузырь. Такие структуры можно создать только в условиях микрогравитации МКС.

Ученые планируют на следующем этапе перевести ультрахолодный газ, из которого они состоят в агрегатное состояние конденсата Бозе-Эйнштейна. Это позволит лучше исследовать квантовые свойства вещества и особенности пятого агрегатного состояния.

Некоторые теоретические работы предполагают, что, если мы будем работать с одним из этих пузырей, который находится в состоянии конденсата Бозе-Эйнштейна, мы сможем формировать вихри — в основном, маленькие водовороты — в квантовом материале. Это один из примеров физической конфигурации, которая поможет нам лучше понять свойства конденсата Бозе-Эйнштейна и природу квантовой материи – пишет nangs.org.