Размещение материала

Для размещения материала в данном разделе заполните пожалуйста эту форму.

НИОКР

Новый фазовый переход в магнетите

26.05.2008

Авторы: Александра Фурсина, Sungbae Lee
Недавно в Университете Райса сделано интересное наблюдение, которое связано с таким давно всем знакомым материалом, как оксид железа (II-III). Полученные результаты носят фундаментальный характер и опубликованы в журнале Nature.
Материалы с "сильно-коррелированными" электронами способны проявлять уникальные свойства, такие как высокотемпературная сверхпроводимость, упорядочение заряда и переход металл-диэлектрик, не наблюдаемые в обычных системах со слабыми электрон-электронными взаимодействиями. Одним из таких материалов является знакомый всем магнетит. Почти 70 лет назад Вервей обнаружил, что объемный магнетит, сравнительно хорошо проводящий электрический ток при комнатной температуре, претерпевает переход в диэлектрическое состояние при температуре 120 К, теперь называемой температура Вервея, TV. Аналогичный переход известен также для ряда других соединений.

Таинственный и необыкновенный лед

16.05.2008

Автор: кандидат химических наука О.В. Мосин.

Статья о структуре и модификациях льда. Лёд – кристаллическая модификация воды. По последним данным лёд имеет 14 структурных модификаций. Среди них есть и кристаллические (их большинство) и аморфные модификации, но все они отличаются друг от друга взаимным расположением молекул воды и свойствами. Правда, все, кроме привычного нам льда, кристаллизующего в гексагональной сингонии, образуются в условиях экзотических — при очень низких температурах и высоких давлениях, когда углы водородных связей в молекуле воды изменяются и образуются системы, отличные от гексагональной. Эти условия близки к космическим и не встречаются на Земле. Например, при температуре ниже –110 °С водяные пары выпадают на металлической пластине в виде октаэдров и кубиков размером в несколько нанометров — это так называемый кубический лед. Если температура чуть выше –110 °С, а концентрация пара очень мала, на пластине формируется слой исключительно плотного аморфного льда.

Микроэлектронные преобразователи физических величин и компоненты датчиков – перспективная элементная база микросистемной техники

08.05.2008

Авторы: В.А. Телец, д-р техн. наук, А.Ю. Никифоров, канд техн. наук, 22 ЦНИИИ МО РФ, ЭНПО “Специализированные электронные системы” (СПЭЛС)

Интеграционные процессы в микроэлектронике привели к формированию нового класса функционально сложных изделий – преобразователей физических (физико-химических) величин и компонентов датчиков, который восполнил недостающее звено в классификаторе группы однородной продукции “микросхемы интегральные”.

Вопросы визуализации физико-химических процессов на границе жидкость – твердое тело с помощью атомно-силового микроскопа

28.04.2008

Авторы: Н.И. Нургазизов, А.А. Бухараев, Д.В. Овчинников, А.А. Можанова, Казанский физико-технический институт КНЦ РАН

Рассмотрены вопросы сравнения компьютерных и реальных АСМ-экспериментов по травлению в HF приповерхностного слоя SiO2, подвергнутого высокодозовой бомбардировке ионами Fe+ с энергией 40 кэВ.

Атомно-сидовой микроскоп (АСМ) позволяет проводить исследования топографии поверхности с высоким пространственным разрешением. Дополнительным преимуществом АСМ является возможность изучать поверхность твердого тела в жидкой среде, что позволяет проводить измерения непосредственно in situ во время процессов химического травления или растворения вещества [1].

Экспериментальное исследование магниточувствительных свойств радиационно-модифицированных планарных симисторов

28.04.2008

Авторы: С.И. Воронцов, магистрант, С.Б. Бакланов, канд. техн. наук, доц. Н.Т. Турин, д-р физ.-мат. наук, проф., С.Г. Новиков, канд. техн. наук, Ульяновский государственный университет.

Исследованы процессы, влияющие на магниточувствительные свойства маломощных планарно-диффузионных симисторов (ПДС). Предложен метод повышения магниточувствительности ПДС, заключающийся в облучении полупроводниковой структуры электронами.

Многослойные полупроводниковые приборы с отрицательным дифференциальным сопротивлением, такие как тиристоры и симисторы, применяются в самых различных областях электроники. Однако из-за отсутствия или малой величины чувствительности тиристоров и симисторов к магнитному полю их применение в области магнитоэлектроники ограничено.

Динамика развития нанопор наноструктурированного пигментированного зубного налета, или Где живет кариес

15.04.2008

Авторы: Власов А.И., Кульгашов Е.В., Бояркина Е., МГТУ им. Н.Э. Баумана, г.Москва, Россия, Московский Государственный стоматологический университет

Работа посвящена исследованиям «зубного налета», а конкретно пигментированного зубного налета, средствами сканирующей зондовой микроскопии (наноуровень). Исследования проводились с использованием шлифов зубов. Ранее наноструктура зубного налета изучена мало, в литературе в основном представлена клиническая картина (может иметь мягкую или плотную консистенцию, быть различного цвета: от желтого, серого до темно-коричневого, черного). При плохой гигиене полости рта на зубах могут появляться пигментации, связанные с активностью хромогенных бактерий.

Метод размерного стоп-травления кремния в производстве изделий микромеханики

12.04.2008

Е.И.Иващенко, Ю.Б.Цветков, канд. техн. наук, доц., МГТУ им. Н.Э. Баумана

Исследован процесс анизотропного травления кремния ориентации (100) с электрохимической остановкой процесса в целях изготовления изделий микромеханики. Экспериментально подтверждена возможность самоостановки травления на эпитаксиальном слое при подаче на него потенциала пассивации. Разработана система защиты топологии пластины от воздействия /правителя. Установлен характер зависимости скорости травления от температуры раствора. Определены оптимальные режимы обработки кремния.

Формирование и электрические свойства планарных 2D-наноразмерных структур

11.04.2008

Авторы: Ю.Ф. Адамов, д-р техн. наук проф.*, Н.В. Корнеев, В.Г. Мокеров, д-р техн наук проф., чл.-кор. РАН*, В.К. Неволин, д-р физ.-мат. наук проф., Московский государственный институт электронной техники (технический университет), тел. (095) 532-89-57, факс (095) 530-22-33, e-mail vkn@miee.ru
*Институт радиотехники и электроники РАН.

Сочетанием методов традиционной планарной технологии с зондовыми методами окисления металлических проводящих дорожек на диэлектрических подложках в сканирующем атомно-силовом микроскопе созданы двухэлектродные планарные элементы с 2D-наноразмерными сужениями. Такие структуры должны проявлять размерные эффекты в проводимости, в том числе квантовые эффекты в нелинейности вольт-амперных характеристик (ВАХ) Методы зондового формирования позволяют создать двухэлектродные планарные элементы с множеством нелинейных ВАХ, имеющих различные функциональные назначения.

Микропроцессорные микросистемы активной акустической индивидуальной защиты

10.04.2008

И.В. Власов, канд. техн. наук, С.Г. Семенцов, Ю.А. Поляков, МГТУ им. Н.Э. Баумана,

Рассмотрены вопросы теории и практики проектирования систем активной индивидуальной защиты от акустических воздействий (активных наушников). Проанализированы состав и структура информационного, программного и аппаратного обеспечения этих систем. Исследованы вопросы применения микроминиатюрных регистрирующих датчиков и компенсирующих излучателей. Дан краткий обзор имеющихся на рынке активных наушников.

Развитие техники и технологии помимо очевидных плюсов несет и значительное усиление психологического давления на человека. Информационные потоки, шумовые поля действуют угнетающе на человеческую психику и вызывают быструю утомляемость и раздражительность.

Микрокосмические информационные аппараты на основе микросистемной техники

10.04.2008

Автор: М.А. Жирнов, Центр инновационных технологий ОАО "НИИВС "Спектр".

Рассматриваются перспективы создания информационных микрокосмических аппаратов на основе микросистемной техники. Микроэлектроника, интеллектуальные вычислительные устройства, микроэлектромеханика, новые материалы, покрытия, технологии, конструкторские решения, обеспечивающие малые размеры, создали потенциал для качественного скачка в развитии космической микроробототехники. Намечается определенный технический и технологический прорыв.