Размещение материала

Для размещения материала в данном разделе заполните пожалуйста эту форму.

НИОКР

Углеродные нанотрубки и их эмиссионные свойства / 22.11.2010

© А.В. Елецкий

Источник: Успехи физических наук

Введение

Нанотрубка - продолговатый фуллерен. Конец XX века ознаменовался открытием новых форм углерода, представляющих собой замкнутые структуры, поверхность которых выполнена шестиугольниками и пятиугольниками с атомами углерода в вершинах. Наиболее интересными разновидностями этих новых углеродных структур являются фуллерены и нанотрубки. Поверхность фуллеренов имеет замкнутую сферическую или сфероидальную форму, а ее структура включает в себя не только правильные шестиугольники, число которых зависит от размера молекулы фуллерена, но также 12 регулярным образом расположенных правильных пятиугольников. Открытие фуллеренов отмечено Нобелевской премией по химии за 1996 г.

В 2001 г. исполнилось 10 лет со времени открытия углеродных нанотрубок (УНТ). Это протяженные цилиндрические структуры диаметром от одного до нескольких десятком нанометров и длиной до нескольких микрон, состоящие из одного или нескольких свернутых в трубку гексагональных графитовых слоев и заканчивающиеся обычно полусферической головкой, которая может рассматриваться как половина молекулы фуллерена.

Впервые нанотрубки были обнаружены в саже, которая образуется в условиях дугового разряда с графитовыми электродами. Разряд такого типа эффективно используется, в частности, для получения фуллеренов в макроскопических количествах.

По образному выражению В.Кретчмера, в первые годы после открытия нанотрубки рассматривались как продолговатые фуллерены. Однако дальнейшие исследования показали, что класс углеродных нанотрубок по разнообразию структур и физико-химических характеристик значительно превосходит класс фуллеренов. Поэтому более правильным было бы считать, что молекула фуллерена является предельным случаем углеродной нанотрубки, в которой две головки соединены непосредственно друг с другом. Однако в отличие от фуллеренов, представляющих собой молекулярную форму углерода, УНТ сочетают в себе свойства молекул и твердого тела и могут рассматриваться как промежуточное состояние вещества (между молекулярными и конденсированным). Эта особенность привлекает к себе постоянно растущий интерес исследователей, направленный на изучение фундаментальных особенностей поведения столь экзотического объекта в различных условиях.

научных разработок